Последние комментарии

  • Марина Сеничева
    Cпасибо! Буду ждать продолжения.Лечи меня по-французски
  • Сергей Калашников
    В СССР все это называлось научной организацией труда.Целые институты работали!Кун-фу для рабочего места
  • Сергей Калашников
    Здравствуйте! Спасибо за ваши материалы- легко,интересно и очень нужно. Особенно молодежи и нам,педагогам. Пытался не...Как инспектор верхолаза защитил

Кун-фу для рабочего места

Помните трагическую историю про секретаря, которая пыталась на рабочем месте оперативно найти документы для шефа, а в результате получила серьезную травму. Судя по всему порядок на столе оставлял желать лучшего. Не хочется опускаться до банальностей и вспоминать всем известную истину о «порядке на столе- порядке в голове».

Но это именно так. И это действует не только на бытовом, но и на производственном уровне. Именно разумная оптимизация рабочего места легла в всемирно известной системы бережливого производства.


Особенно преуспели в этом японцы. В конце 50-х начале 60-х годов минувшего века знаменитый теоретик менеджмента качества К Исикава создал систему 5S. После успешного тестирования в компании Toyota, разработка становится популярной в США и ложится в основу теории «бережливого производства». и «непрерывного улучшения» (Кайдзен).
В широком смысле эта концепция о порядке - на рабочем месте, в мыслях, в делах, в окружении. Она очень созвучна с японской философией, которая утверждает, что для «чистых и новых мыслей нужно расчистить место». Философия 5S близка теории «Getting Things Done, (GTD , «как привести дела в порядок») или тайм-менеджменту – набора рекомендаций о том, как работать эффективно и правильно.


Если говорить проще - это своеобразное кунг-фу пяти простых правил, которые помогают организовать рабочее проще-пространство для выполнения на нем операций оптимальным образом.
5S – это пять японских слов, которые начинаются на букву "с" и обозначают пять шагов, которые необходимо пройти для достижения порядка на каждом рабочем месте:

Сэири (整理) - «сортировка»(в дословном переводе - ликвидация)
На первом шаге нужно избавиться от всего ненужного. Для этого все рабочие инструменты сортируют на три группы:
Нужные всегда
Нужные иногда
Ненужные
Инструменты и материалы первых двух групп остаются в рабочей зоне, а третья группа безжалостно выкидывается. И если первые группы определить легко, то с третьей группой всегда возникает сложность – банально жалко выкинуть любимый старый нож со сломанной ручкой или хитрую насадку для старого блендера. Вдруг пригодиться!


И тут у 5S есть простой совет, который очень близок русской душе – такие инструменты нужно пометить красным стикером или маркером и отложить в специальную буферную зону (коробку или шкаф). Это аналог операции «вывезти на дачу» или «отнести в гараж» в русской философии - именно туда многие поколения россиян отправляют те вещи из дома, которые жалко выкинуть. Только у 5S предметы в такой буферной зоне живут не долго – если в течение месяца или двух инструмент из буферной зоны не забирают в реальную работу, то его просто выкидывают.
Шаг «Сэйри» расчищает рабочее пространство от псевдонужного хлама.

Сэитон (整頓) - «соблюдение порядка»
(в дословном переводе - законопослушание)
На этом шаге нужные инструменты и материалы находят свои места в рабочей зоне. «Свое место» имеет четкие характеристики:
на видном месте;
легко взять;
легко использовать;
легко вернуть на место.
Понятно, что все инструменты трудно пристроить по таким принципам. Но ведь мы не зря их поделили на «нужные всегда» и «нужные иногда»! Те инструменты, которые используются чаще, располагаем ближе и на более выгодные места. На этом этапе становится очевидным эффект от 5S – вы перестаете тратить время на поиск нужного инструменты и начинаете экономить время на каждой операции. Вы меньше устаете и работаете более эффективно. 
Шаг «сэитон» наглядно показывает, что система 5S имеет советские корни! Еще в 1924 году наш видный ученый Алексей Капитонович Гастев, один из основоположников школы «научной организации труда», опубликовал и обосновал схему «правильного расположения инструмента», которая практически без изменений была скопирована японцами в 5S уже после войны. Генри Форд, с которым Алексей Капитонович находился в постоянной переписке, также очень многое почерпнул из его трудов при организации своего первого в мире конвейерного производства.

3. Сэисо (清掃) - «содержание в чистоте»
(в дословном переводе - чистка)
Этот шаг, в отличии от первых двух, выполняется регулярно и уже становится частью философии. Он нужен для того, чтобы порядок, наведенный на прошлом шаге, больше никогда не превращался в «творческий бардак». Для этого важно зафиксировать созданный образец порядка (сфотографировать, описать, промаркировать места и инструменты) и создать правила, по которым рабочее место будет всегда поддерживаться в таком состоянии. Как правило, начинают с того, что после каждой рабочей смены сотрудник обязан перед уходом все привести в идеальное состояние. Затем делают так, чтобы он прибирался постоянно в течение рабочего дня – раз в час, например. Следующий этап – сотрудник автоматически приводит рабочее место в порядок по завершении каждой операции или в моменты простоя. Понятно, что когда на кухне «запара» никто не будет требовать от сотрудников бросить заказы и срочно наводить порядок, раскладывая на места инструменты, просто потому что этого требует график. Но обратите внимание, что настоящий профессионал работает так, что после него практически не остается бардака – он постоянно что-то вытирает, выбрасывает, подчищает и кладет на место. Такое поведение – яркий пример опыта и системности, а это, иногда, гораздо важнее таланта.
Шаг «сэисо» - самый сложный на пути 5S. Помните, что привычка у человека вырабатывается через 21 день повторений, а это значит, что минимум 21 раз каждого сотрудника нужно «мотивировать» к уборке и к выполнению правил. Неудивительно, что следующие два шага ресторанного кунг-фу чистоты призваны помочь выполнению именно этого этапа.

4. Сэикэцу (清潔) - «стандартизация»
(в дословном переводе - чистота)
Это этап формализации правил, помогающих превратить порядок в привычку. На этом этапе вы создаете систему, которая любого сотрудника превращает в чистюлю. Ключевое слово четвертого шага – «контроль», а главный враг – формализм. Сколько раз вы наблюдали четко заполненный чек-лист, висящий на двери откровенно грязного туалета в кафе быстрого питания? Просроченные продукты в холодильнике, на дверке которого красивая табличка со сроками годности и результатами проверки?
К сожалению, без регулярного контроля со стороны руководства и реальных наказаний система 5S в ресторане долго не проживет. Это именно «система», а не способ ежеквартальной генеральной уборки. Если вы не готовы следить, проверять и мотивировать сотрудников, внедрить ее будет просто невозможно.

5. Сицукэ (躾)- «совершенствование» (в дословном переводе - воспитание)
Именно дословный перевод лучше всего характеризует этот шаг. Для того чтобы правила, разработанные на 4-ом шаге «сэикэцу», помогали всегда выполнять третий шаг «сэисо» и поддерживать порядок, созданный на втором шаге «сэитон», нужно воспитывать коллектив, создавая культуру порядка. А воспитывать лучше всего на своем примере – руководитель, рабочий стол которого всегда завален бумагами и отчетами, который постоянно куда-то опаздывает и что-то забывает, не может внедрить на предприятии систему 5S, будь он хоть трижды талантливым и харизматичным менеджером. Сотрудник, который выйдя из кухни, может выбросить жвачку на пол в комнате отдыха или бросить окурок из окна своей машины, стоя на светофоре, никогда не будет добровольно выполнять правила 5S. 


Вот и получается, что простая теория про «порядок на рабочем месте» на самом деле является философией жизни – жить в порядке и гармонии с собой и с миром. И именно с этой точки зрения ее можно внедрять в ресторане. Если смотреть на нее, как на правила уборки, то она превратиться в очередной красивый чек-лист висящий в грязном туалете

Популярное в

))}
Loading...
наверх