На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ассоциация «СИЗ»

16 подписчиков

История спецодежды: от древнего Египта до наших дней

Существует закон, что система, которая стремится к внутренней самоорганизации и совершенству, обязательно получает какие либо, присущие ей внешние и внутренние формы. При этом чем выше возможность самоорганизации, тем больше внешние и внутренние отличительные признаки приобретает самостоятельность и исключительность в окружающем мире. Сей общий закон развития природы был найден людьми уже очень давно. Для того, чтобы внешне показать внутреннее отличие определенных групп людей, человеку ничего не оставалось, как делать специальную одежду. Таким образом на свет появилась спецодежда.

Первым предметом спецодежды считается фартук. Его родиной называют Древний Египет. Фартук в те далекие времена носили для того, чтобы выделить классовую принадлежность. В зависимости от цвета, кроя и даже ткани (!) окружающие могли с точностью определить, к какому слою общества относится человек. Подобная ситуация была распространена в те времена также в Греции, Риме, Западной Азии и на Древнем Востоке. Отличительная форма была также у рабов, работающими над каким-либо видом деятельности. Получается, что уже в те времена специальная одежда выполняла сразу две функции: служила некоей идентификационной карточкой, а также как сменная одежда для улучшения личной гигиены. Именно в Древнем Риме появилась первая солдатская униформа, которую можно считать родоначальницей всей военной спецодежды.

 Знаменательным для рабочей одежды по праву считается 1741 год, когда был принят, так называемый «Суконный регламент», который обязал переодеть всех рабочих фабрик и мануфактур в спецодежду. Это позволило не только поднять дух трудящихся, но и подчеркнуть престиж и состоятельность предприятий, на благо которых они трудились. «Суконным регламентом» было вменено всем фабрикантам обязательное одевание всех рабочих в одинаковую одежду, с последующим вычитанием ее стоимости из зарплаты рабочего. Так на свет появился прообраз спецодежды, которая предназначалась не столько для того, чтобы обезопасить рабочего от вредного воздействия на производстве или от сурового климата, а больше для того, чтобы придать рабочему приличный вид, большинство из которых были одеты в лохмотья. И хотя такая спецодежда, состоявшая из рубахи и штанов, не защищала рабочего, но хорошее настроение она обеспечивала. Поэтому подобное нововведение имело колоссальное значение, прежде всего, для самих рабочих.

В XVIII веке Петр Великий позаимствовал в голландском языке и ввел в русский обиход слово «роба» (от голландского слова «robe»), что означало «мантия» или же «просторная одежда». При Петре служащие флота стали носить широкие штаны в качестве части униформы. В начале 19 века российские матросы уже надевали робу, состоящую из широкой белой блузы и штанов.

В истории одежды много таких случаев, когда отдельные материалы, аксессуары, некоторые элементы одежды и даже целиком модели из разряда спецодежды переходили в разряд модной повседневной одежды для всех. В Америке на флоте брюки, которые расширялись книзу, начиная от бедра называли клёш («cloche», что с французского обозначало колокол, труба). У моряков такой покрой имел практическую необходимость — во время уборок корабля, мытья палубы, при подъеме на реи и при приставании к отлогому берегу, чтобы не замочить брюки, их легко закатывали кверху. Также у морских брюк раньше была застежка — лацбант. Спереди брюк имелся откидной клапан, и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду, быстро освободиться от одежды и всплыть.

Мода моряков тех лет не вышла за рамки морской формы. Прошло почти полтора века прежде, чем вспомнили о клеше. В конце 60х, середине 70ых клёш вышел за рамки спецодежды, став очень популярным сначала в субкультуре «хиппи», а в 90-е гг. брюки-клеш пережили второй пик популярности, многим пришлись по душе свободные, расширяющиеся к низу штаны и мода на клеш с подиумов легко шагнула в народные массы.

В шестидесятые года 19 века в нашей жизни появился кардиган, равно, как и куртка дафлкот, служившая ранее спецодеждой английским морякам и, в свою очередь, заимствованная ими у рыбаков, промышляющих в северных морях. А кожаные куртки, которые стали спецодеждой пролетариата, позднее являлись форменной одеждой для летчиков, военных и шоферов.

Наиболее популярная одежда, которая сегодня не знает возрастных границ — джинсы, создавалась как рабочая одежда для американских старателей. Для изготовления первой партии джинс использовался брезент. Они отличались долгой ноской и удобством, служили защитой от холода, грязи и жары. Позже к таким джинсам стали наклепывать карманы, используя в качестве заклепок, заклепки с лошадиной сбруи. В 50-е годы прошлого столетия этот вид рабочей одежды попал в Европу и с тех пор, обойдя всю планету, превратился в модные штаны

Со специальной одеждой у рабочих в России дело обстояло не лучшим образом. В 19 веке, когда появились мануфактуры, многие их владельцы захотели повысить престиж своего производства. Большинство людей в те времена жили очень бедно, работая на промышленников и помещиков, им даже не было за что купить рубашку. На мануфактуру они приходили в рваной одежде. Владельцы предприятий решили, что такой вид нарушает репутацию мануфактуры, т.е. портит имидж. Это будто бы свидетельствует о жадности хозяина, который платит так мало, что рабочий не может себе купить рубашку. И многие богачи ввели на своих предприятиях рабочую форму, только вот ее стоимость высчитывалась из заработной платы и без того бедных рабочих. Получившая грубое название «робы», спецодежда рабочих как нельзя лучше определяла отношение верхов к простым рабочим. Обычная куртка, мешковатые брюки из очень дешевых простых сортов материала делали специальную одежду почти унизительной для ношения.

Спустя какое-то время произошло четкое разделение, имеющие идеологический смысл: понятие униформы и понятие спецодежды стали различными. Весь рабочий класс, как «гегемон», использовал спецодежду, а вся «прослойка» могла рассчитывать на униформу. В советские времена спецодежду имел почти каждый гражданин. Она подразделялась на два вида – так называемая «роба» - для работников фабрик и предприятий, а также униформа – для стюардесс, военных, врачей, официантов. Получить униформу считалось даже престижным, хотя особенно модной она не была.

Сейчас отношение к спецовке изменилось. Изменилось качество самого работника, появилось большое количество профессий, требующих определённого профессионализма и высокого уровня ответственности, как за свою жизнь, так и за жизнь своих коллег. Время подвело к тому, что необходимо стало оценивать риски на каждом рабочем месте. А для того чтобы обеспечить безопасность и исключить риски требовалось обеспечивать работника соответствующей спецодеждой.В одних профессиях требовалось исключительно удобная, комфортная, износостойкая одежда из натуральных тканей.

А другие профессии требуют того, чтобы спецодежда была непромокаемой (всепогодной), хорошо видимой на расстоянии. Не секрет, что комфортная спецодежда не только влияет на безопасность труда и охрану здоровья, но и способствует увеличению продуктивности работы. Сегодня современная спецодежда указывает на высокий статус самого предприятия, не ставя на второй план функциональную и эстетическую нагрузку. Поэтому над созданием спецодежды нового поколения в единой связке работают не только технологи, но и профессиональные дизайнеры. Это позволяет спецодежде сочетать в себе такие, на первый взгляд, несовместимые вещи, как эстетика, прочность и защитные свойства.

Изменения, происходящие в мире, добавили совершенно новое значение специальной одежде. После того как на спецодежду обратили максимум внимания руководство и топ-менеджмент всевозможных организаций, спецодежда обрела кроме двух отличительных признаков: узнаваемость рабочих и гигиеничность, третий – сопричастность.

Считают, что влияние внутреннего и внешнего взаимосвязано. Изменения происходят всегда, когда внутреннее получает четкую внешнюю форму, и наоборот. Т.е. получая определённую внешнюю форму, индивидуальность стремится к изменению своего внутреннего состояния. Это используется в армии, милиции, военизированных частях и службах: внешняя форма дисциплинирует, вынуждает соотносить собственные действия с тем, что диктуется формой.

Довольно быстро данную способность формы дисциплинировать рабочих, помогать формированию внутреннего содержания начинают повсеместно использовать почти все предприятия и фирмы. Спецодежда стремительно входит в жизнь людей. Она становится полезной в быту, красивой. Спецодежда стала иной после того, когда стандартную «робу» решили изменить с учетом функциональности и эстетичности. Оказывается, даже самая простая рабочая одежда для выполнения практически любого вида работ способна быть комфортной, удобной и очень даже симпатичной. Хорошие материалы, качественная работа модельеров смогла сделать специальную одежду привлекательной для рабочих.

Сегодня спецодежда и спецобувь являются одним из обязательных условий безопасности и эффективности труда в сфере промышленного производства, строительства, медицины, бытового обслуживания и других областях человеческой деятельности.

Правильно разработанная специальная одежда не только удобная, функциональная, «дышащая» (ведь человек находится в ней весь свой рабочий день), практичная, но и стильная. Работа дизайнеров форменной одежды ничем не легче работы модельеров, которые специализируются на индивидуальном пошиве, ведь корпоративная одежда большого предприятия должна оставаться актуальной на протяжении десятилетий, претерпевая незначительные изменения в деталях.

Кроме того, спецодежда в наше время – существенная часть любого бренда. Возьмем, к примеру, Макдональдс. Вроде бы ничего особенного в форменной одежде, которую носят все его сотрудники, нет, если бы не расцветка и фасон, которые выделяют работника Макдоналдса из любой толпы. Для многих организаций униформа стала своеобразным символом, ведь по оригинальной спецодежде, как по визитной карточке можно определить компанию, в которой работает специалист.

Этим обусловлен растущий интерес к данной продукции: многие дизайнеры и модельеры все чаще обращаются к профессиональной одежде, стараясь представить на рынок новые модели, свежие разработки спецодежды.

Картина дня

наверх